Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Для решения этой задачи в школе реализуется программа профессиональной ориентации школьников «Выбор»
Цель: создание организационных условий для оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи Программы:
- Обеспечить вариативность предпрофильной подготовки, профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
- Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
- Скоординировать деятельность работников школы по преемственности профориентационной работы между уровнями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции.
Механизм реализации Программы
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1.Организационная работа |
|||
1. |
Оформление уголка по профориентации |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
2. |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (мониторинг трудоустройства и поступления выпускников IX, XI классов в образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования). |
Август |
Заместитель директора по УВР |
3. |
Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы с отражением раздела «Организация профориентационной работы в классе». |
Август |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
4. |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. |
В течение года |
Заведующая библиотекой |
5. |
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации.
|
В течение года |
Заведующая библиотекой |
6. |
Проведение элективных курсов, факультативов, классных часов |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по УВР |
7. |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
2. Работа с педагогическими кадрами |
|||
1. |
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР |
2. |
Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР, психолог |
3. |
Организация для педагогов профконсультаций по изучению личности школьника |
В течение года |
Педагоги - психологи |
4. |
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. |
В течение года |
Психолог |
6. |
Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов, подготовке внеклассных мероприятий. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, педагоги - психологи |
7. |
Координация деятельности педагогов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР |
3. Работа с родителями |
|||
1. |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги - психологи |
2. |
Организация встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий. |
В течение года |
Классные руководители |
3. |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия. |
В течение года |
Классные руководители |
4. |
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) с освещением вопросов профориентации школьников. |
1 раз в квартал |
Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог |
5. |
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. |
В течение года |
Классные руководители, психолог |
4.Работа с обучающимися |
|||
1. |
Проведение экскурсий на предприятия. |
В течение года |
Классные руководители |
2. |
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности. |
В течение года |
Педагоги - психологи, классные руководители |
3. |
Проведение опроса по выявлению проблем обучающихся по профориентации. |
Октябрь |
Педагоги - психологи, классные руководители |
4. |
Проведение консультаций учащихся (индивидуальных и групповых). |
В течение года |
Педагоги - психологи |
5. |
Проведение месячников, конференций, конкурсов, интеллектуальных игр, выставок по профориентации.
|
В течение года |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
6. |
Организация предметных недель, декад, олимпиад. |
В течение года |
Учителя-предметники |
7. |
Проведение классных часов с освещением вопросов профориентации. |
В течение года |
Классные руководители |
8. |
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
В течение года |
Классные руководители |
9. |
Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащегося. |
В течение года |
Психолог, классные руководители |
10. |
Организация ориентационного курса «Твой профессиональный выбор» в 8-9 классах |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, педагоги – психологи |
11. |
Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, классные руководители, |
12. |
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. |
В течение года |
Библиотекарь |
Ожидаемые результаты
- Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
- Овладение обучающимися навыками организаторской работы.
- Формирование культуры деловых взаимооотношений.
- Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда
- Оказание адресной помощи учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии
- Обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- Ориентирование обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.